Авторский надзор газопроводов Пятница, 22.11.2024, 16:25
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2018 » Сентябрь » 4 » Юрий Шафраник: Нефтегазовый сервис - катализатор модернизации
03:59
Юрий Шафраник: Нефтегазовый сервис - катализатор модернизации
Руководитель Высшего горного совета России, Совета Союза нефтегазопромышленников, глава комитет ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК Юрий Шафраник в интервью корр.ИТАР-ТАСС Алексею Кравченко размышляет о стимулах процесса модернизации российской экономики.
 
ВОПРОС: Задачи модернизации экономики РФ вытеснили антикризисную тему из выступлений руководства страны и общественных дискуссий по мере удаления раскатов мирового кризиса от российских границ. Что, по Вашему мнению, в реальных условиях России могло бы послужить тем крайним звеном «цепи» , за которое можно сдвинуть в нужную сторону ключевую проблему обновления экономики?
 
ОТВЕТ: Абсолютно убежден, что на данном этапе преобразования России, одним из таких механизмов (конечно, не единственным) является стремительное развитие (специализация — выделение — модернизация) сервисного обслуживания прежде всего в нефтегазовом секторе.
Ведь именно он, располагая финансами (пока недоступными для других, тоже требующих модернизации отраслей), является ведущим потенциальным заказчиком для отечественных машиностроителей, профильных институтов и конструкторских бюро… Оборудование для производства работ в нефтегазовом комплексе, обслуживание техники, обеспечение буровых и инфраструктурных подразделений запасными частями – все это идет через сервисные хозяйства. Поэтому тенденцию структурного выделения сервисных предприятий из состава нефтегазовых компаний (что уже сделано ЛУКОЙЛом, ТНК-ВР и заявлено Газпромом и Газпромнефтью) необходимо срочно усиливать. Это, я уверен, будет наиболее оперативным ответом на вызов времени и одним из наиболее результативных способов воплощения политической воли руководства на осуществление прорыва в экономике с помощью модернизации и внедрения инноваций.
 
ВОПРОС: Если нашей общей целью является переход от сырьевой экономики к инновационной, то что необходимо сделать в первую очередь кроме развития нефтегазового сервиса?
 
ОТВЕТ: Не кроме. Тут все взаимосвязано и взаимозависимо. Общими главными задачами являются повышение эффективности использования недр нашими добывающими компаниями (не только нефтяными и газовыми) и кратное повышение эффективности деятельности самих компаний. Если точных оценок эффективности не давать — и не изменять на их основе экономическую политику, то мы по-прежнему будем паразитировать на производственном потенциале, заложенном до рождения РФ. Значит, индустриальная собственность, розданная в 90-е годы, вместо развития и приумножения будет изнашиваться до последней дыры. Это, конечно, выгодно узкому кругу лиц, предпочитающих инвестировать только в собственное благополучие, но губительно для страны.
 
Простой факт. Оценивая результативность деятельности добывающих компаний и сырьевого сектора экономики в целом, СМИ, как правило, делают акцент на объеме извлеченных из недр ресурсов. Хотя, как я уже сказал, гораздо важнее оценивать эффективность извлечения и эффективность самих компаний. (К слову, тем самым СМИ помогали бы государству и обществу активнее влиять на модернизацию — в том числе — нефтегазового комплекса.)
Замечу, что именно достаточная эффективность и, следовательно, конкурентоспособность позволили бразильской национальной нефтяной компании Petrobras не допустить в конце 2008-го и в 2009 году такого спада по стоимости и котировкам, который настиг российские компании. Я уже не говорю об Exxon Mobil Corporation, Chevron и других грандах мировой нефтедобычи.
 
А мы, между прочим, лет за 10 (максимум — 20) смогли бы вырваться из «сырьевой кабалы», утвердив собственные сервисные бренды (или совместные с теми же норвежцами или канадцами).
 
ВОПРОС: В СССР управление нефтегазовым сервисом осуществлялось тремя министерствами в соответствии с установками ЦК КПСС и Совета министров. Кто сейчас управляет этим сегментом отрасли в интересах развитии ТЭК России?
 
ОТВЕТ: Слово «управляет» давно утратило былое значение по отношению к ТЭК. А вот обеспечивать условия для его развития должно, как я понимаю, Министерство энергетики. Естественно, не в одиночку, при активном участии других министерств, включая финансово-экономический блок. И очень правильно, что введена должность вице-премьера, курирующего именно это направление.
 
ВОПРОС: Верите в «светлое будущее» нефтегазового комплекса?
 
ОТВЕТ: Я не отношу себя к оптимистам, скорее — к пессимистически настроенным реалистам. Но даже при этом считаю, возвращаясь к началу нашей беседы, что одним из самых надежных рычагов инновационного и модернизационного прорыва отечественной экономики является повышение эффективности нефтегазового комплекса. И не за счет бюджета, а благодаря механизму, который давно предлагает наше профессиональное сообщество, — выделение и специализация сервиса НГК. Такие меры быстро, за 2—3 года, приведут к оздоровлению большинства отраслей российской экономики.
 
Просмотров: 263 | Добавил: colbecom1982 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Календарь
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz