Можно ли делать конкурентом собственного клиента? Ни в коем случае, так как это грозило бы опасным смешением жанров, гласят законы менеджмента. Однако российская компания "Газпром", являющаяся первым в мире производителем и экспортером газа на планете, придерживается другого мнения на сей счет: ей очень хочется продавать свой газ крупным французским предприятиям напрямую, конкурируя с одним из своих основных партнеров - Gaz de France (GDF). Уже давно российская газовая компания заманивает некоторых европейских клиентов в свой садик.
Амбиции. Как сообщила вчера газета La Tribune, эти планы обретают конкретные очертания, поскольку 14 ноября "Газпром" добился от французских властей официального разрешения продавать газ на территории Франции. Пока предложение "Газпрома" касается лишь промышленных предприятий и муниципалитетов, которым предоставлено право самим выбирать поставщика газа в русле мер по либерализации в данном секторе.
"Наша цель - покрыть со временем 10% французского рынка", - заявил газете La Tribune начальник Департамента зарубежных связей "Газпрома" Станислав Цыганков.
Вчера Gaz de France, которая покупает 22% своего газа у российского гиганта, на официальном уровне не выразила ни малейшего беспокойств. "Здесь нет ничего нового. Мы давно знаем об амбициях нашего партнера", - сказал глава пресс-службы компании. Помимо того что GDF уже 30 лет покупает у "Газпрома" газ, у нее имеется с ним множество совместных проектов. Так что дружба продолжается. Хотя новые коммерческие амбиции российского гиганта у некоторых вызывают зубовный скрежет.
"Это настоящая угроза для нас", - утверждает один из сотрудников GDF. Российские же аналитики считают это прекрасной идеей. "На германской границе российский газ продается "Газпромом" по цене примерно 180 долларов за 1000 кубометров, а затем перепродается европейскому клиенту примерно по 400 долларов. Нормально, что "Газпром" пытается использовать новые возможности, открывшиеся с либерализацией европейского рынка", - отмечает Валерий Нестеров, аналитик компании "Тройка-Диалог".
Елена Ананькина, аналитик московского филиала Standard&Poor's, тоже считает логичным, что "Газпром" пытается более выгодно сбывать свой газ: "Газпрому нужны капиталы, так как производство газа сокращается и ему нужны деньги, чтобы начать разработку новых месторождений".
Впрочем, уже сейчас российская компания напрямую продает свой газ немецким потребителям, сотрудничая с германской фирмой Wingaz - предприятием, созданным в 1993 году совместно с Wintershall - филиалом BASF, очень активно работающим в России. В Италии "Газпром" тоже ведет с национальной компанией ENI напряженные переговоры о возможности напрямую продавать свой газ конечному клиенту. Этим летом президент Владимир Путин, пользуясь дружбой с премьер-министром Сильвио Берлускони, лично попросил его открыть итальянский рынок для российской газовой компании.
"Соотношение сил". Так почему бы не завоевать теперь еще и французский рынок? Намерения "Газпрома" пока не вполне ясны. Мы не знаем, как они собираются действовать, говорит один из представителей компании. Многие его коллеги, впрочем, подозревают, что все это чистый блеф, ловкий способ оказать нажим на руководство GDF в момент, когда оно ведет со своим российским поставщиком переговоры по целому ряду крупных проектов.
"На самом деле "Газпрому" не так уж горит подписывать с нами долгосрочные контракты, пока цена на газ ползет вверх. В США продажная цена в 2-3 раза выше, чем на европейском рынке. Соотношение сил явно в его пользу, поэтому неудивительно, что он грозится, что будет продавать у нас газ напрямую", - тревожится местный профсоюзный активист.
|