Использование роботизированного комплекса позволяет принять превентивные меры – найти потенциально слабые места, предупредив повреждения, и провести ремонтные работы на локальных участках с критическими отклонениями по дефектам.
В 2012 году энергетики ЕТК решили опробовать в диагностике магистральных трубопроводов инновационную технологию, разработанную Санкт-Петербургской компанией АО «Диаконт». Эксперимент удался, появились четкие перспективы дальнейшего использования.
С тех пор модель усовершенствовали, повысив скорость прохождения диагностируемого участка и, добавив к визуальному исследованию метод переменного намагничивания. На сегодняшний день телеуправляемому роботу, обеспечивающему возможность тестирования поземных теплотрасс и синхронную передачу информации, нет аналогов в мире. Его применение предназначено для потенциально уязвимых и труднодоступных участков теплотрассы.
Проходя по магистрали со скоростью до 40 метров в час, методом намагничивания и последующего считывания сигнала аппарат измеряет толщину стенок трубы внутренней поверхности, выявляя коррозийные дефекты и критичность толщины стенки. Результаты исследования позволяют оценить запас прочности трубопровода и выбрать необходимый метод ремонта проблемного участка. Диагносты действуют в режиме онлайн-контроля, в рамках которого программа не только определяет места повреждений, но и дает заключение о критичности дефекта и сроке дальнейшей эксплуатации трубы. Управление механизмом ведется с помощью специальных датчиков: картинка, «увиденная» дефектоскопом выводится на экран монитора и анализируется диагностами.
Робот можно использовать для проверки практически всех трубопроводов. Единственное ограничение – диаметр теплотрассы должен быть от 500 до 1400 мм. Специалисты уверены, машина весом около 100 килограммов может преодолеть любые препятствия. Энергетики ЕТК, проанализировав работу дефектоскопа и оценив эффективность нового метода диагностики, планируют расширить зону применения робота в следующую ремонтную кампанию.
Робот уже протестировал 1954 метров тепломагистрали и выявил 40 мест с критичной толщиной стенки трубопровода. К восстановлению трубы приступают оперативные бригады. В этом году проверят 2,3 км трубопровода, в следующем объем планируют увеличить в два раза.
|